Живопись Брейгеля - это огромный мир. Обращаясь к ней, художник сделал несколько оригинальных находок. Чтобы создать на картине более реалистичную атмосферу, Брейгель лишает зрителя его привычной привилегии - возможности рассматривать сцену спереди, «из первого ряда театральных кресел», - и предлагает ему взглянуть на происходящее сбоку, глазами случайного свидетеля. Так, например, фигура Савла на картине «Обращение Савла» едва различима, а весь передний план занят конными всадниками и задами их лошадей. Кстати, есть у этой работы и политический намек на переход испанской армии через Альпы с тем, чтобы подавить вспыхнувшее в Нидерландах национальное восстание. Подобные намеки - одна из особенностей религиозной живописи Брейгеля. Так, по мнению исследователей, «Вавилонская башня» (вверху) не что иное, как аллегория стремительно растущего Антверпена, бывшего своеобразным котлом, в котором в нечто новое переплавлялись представители разных социальных слоев и конфессий. Впрочем, встречаются среди религиозных картин Брейгеля и работы «прямого действия», не имеющие двойного дна. К таковым относится, например, «Христос и грешница».
|