ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяМузейИнтересноеНовостиЛитература
Питер Брейгель
(1525 - 1569)
Жизнь нидерландского живописца Питера Брейгеля оказалась трагически короткой, но и отпущенного судьбой срока ему хватило для того, чтобы создать уникальный художественный мир, до сих пор поражающий своими загадками и странной гармонией
Главная arrow Музей
Поиск

Художественно-исторический музей, Вена

Этот музей был построен специально под художественную коллекцию династии Габсбургов. В ней достойно представлено и творчество Питера Брейгеля Старшего.

Питеру Брейгелю Старшему элементарно не хватило времени (его жизнь оказалась очень короткой) для того, чтобы оставить после себя обширное творческое наследие. К слову, его произведения, хранящиеся на родине, можно пересчитать по пальцам. В первую очередь, это связано с тем, что в XVI веке, когда он жил, Нидерланды находились под властью Габсбургов — на их долю и досталось большинство шедевров Брейгеля. Теперь они прописаны в венском Художественно-историческом музее, где размещается художественная коллекция Габсбургов.

   Художественно-исторический музей, Вена

Представители этой династии — несмотря на постоянные конфликты с местным населением — никогда не относились свысока к культуре Нидерландов. Филипп II был поклонником Босха, а один из его могущественных министров, кардинал де Гранвела, питал настоящую страсть к картинам Брейгеля.

Работы Брейгеля стали лакомым кусочком для ценителей живописи еще при жизни художника. Приобрести их могли лишь самые богатые коллекционеры. Обладателем крупнейшего собрания работ Брейгеля являлся эрцгерцог Эрнст, правивший Нидерландами с 1593-го по 1595 год. Именно его заботами сформировано, по преимуществу, брейгелевское собрание, хранящееся ныне в Вене. Сменивший эрцгерцога на его посту его брат, Рудольф II (1551—1612), носивший к тому же титул императора Священной Римской империи, тоже любил живопись и активно пополнял габсбургскую коллекцию.

Картины Брейгеля благополучно пребывали в Вене вплоть до начала XIX века, но в 1809 году, после оккупации города наполеоновскими войсками, разделили участь других произведений искусства, свозимых со всей Европы в Париж. После поражения Наполеона Франции пришлось вернуть награбленное законным владельцам. Но за одним исключением. Французский комендант Вены, граф Андреосси, не нашел в себе сил расстаться с одной из этих картин, а именно — с «Жатвой» (1565), принадлежащей к серии «Времена года». Проделав извилистый путь, она, в конце концов, оказалась в Нью-Йорке.

В 1867 году обширные владения Габсбургов получили название Австро-Венгрии. Столице назначили быть в Вене, которая после этого подверглась фундаментальной реконструкции и благоустройству. Было решено демонтировать старую городскую стену и разбить на освободившемся месте величественный бульвар — Рингштрассе. Проект предполагал возведение здесь новых зданий Оперы, университета, ратуши, фондовой биржи и двух музеев — естественно-исторического и художественного.

Оба музейных здания выстроены в компилятивном стиле. По поводу его художественной ценности велись долгие споры; некоторые архитекторы-модернисты начисто отрицали ее, именуя сам стиль «потемкинским». Как бы то ни было, здания производят сильное впечатление. Ху дожественно-историческии музеи — детище известных архитекторов Карла фон Хазенауэра (1833— 1894) и Готфрида Семпера (1803-1879) — строили целых 20 лет (с 1871-го по 1891 год). Архитектор Семпер был уроженцем Германии, профессорствовал в Дрезденской академии изобразительных искусств, но покинул Саксонию после революции 1848 года. Участвовал в проектировании павильонов Всемирной выставки 1851 года в Лондоне, затем переехал в Швейцарию и, в конце концов, осел в Вене, где работал в сотрудничестве с Хазенауэ-ром.

Здание Художественно-исторического музея (в имперские времена, завершившиеся с окончанием Первой мировой войны, он назывался еще «Имперским») — одно из лучших его творений. Фасад музея украшен рядом скульптур, символизирующих различные виды искусства; а «звучание» интерьера музея во многом формируется фресками Густава Климта, Ганса Макарта и Михая Мункачи. Экспозиция состоит из пяти основных разделов: живопись, скульптура, прикладное искусство, античное искусство и научное собрание. Ядром музейного собрания, как уже упоминалась, стала богатейшая коллекция произведений искусства Габсбургов. Она состоит из тысяч произведений искусства и включает в себя почти треть всего творческого наследия Брейгеля.

 
Благодарим:
Питер Брейгель - все о картинах и творчестве великого живописца
e-mail: forcekir@yandex.ru
Картины, интернет-магазин
Карта сайтаКонтактыГалереяГостеваяМузеи с работами художника