ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяМузейИнтересноеНовостиЛитература
Питер Брейгель
(1525 - 1569)
Жизнь нидерландского живописца Питера Брейгеля оказалась трагически короткой, но и отпущенного судьбой срока ему хватило для того, чтобы создать уникальный художественный мир, до сих пор поражающий своими загадками и странной гармонией
Главная arrow Шедевры
Поиск

Шедевры

"Вавилонская башня", 1563

"Вавилонская башня", 1563В 1563 г. Брейгель перебрался из Антверпена в Брюссель. Переезд был связан с изменениями в личной жизни художника: он женился на дочерисвоего бывшего учителя ван Альста, у него появились собственный дом, постоянная мастерская. О наступлении поры спокойной мудрой зрелости говорят и новые картины Брейгеля. С особой охотой мастер обращается к вечным сюжетам - к эпизодам библейской истории.

Подробнее...
 

"Битва Масленицы и Поста" (1559 г.)

 
"Битва Масленицы и Поста" (1559 г.) "Битва Масленицы и Поста" (1559 г.) комедианты спускаются с подмостков и растворяются в толпе зрителей. Шутовской поединок Масленицы и Поста - обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы. Но здесь она разворачивается не в балагане, а прямо на площади, среди житейской суеты. Карнавальные наряды кажутся особенно яркими в гуще озабоченно спешащих по своим делам людей.
Подробнее...
 

"Нидерландские Пословицы" Питера Брейгеля

"Нидерландские Пословицы" Питера БрейгеляЭта картина создана в 1559 г. и ныне находится в собрании Берлинских Государственных музеев (Музей Берлин-Далем). Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117Х163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Смысл некоторых из них понятен русскому зрителю без объяснений: персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головами о стену, висят между небом и землей; другие же лишь отдаленно напоминают русский фольклор, но содержание их тем не менее понятно. Например, нидерландская поговорка "И в крыше есть щели" близка по смыслу к русской "И стены имеют уши". "Бросать деньги в воду" означает то же, что и "сорить деньгами", "пускать деньги на ветер" и т.п.
Подробнее...
 

Охотники на снегу Питер Брейгель

Охотники на снегу Питер Брейгель
(1565)
117 х 162 см
Художественно-исторический музей, Вена

Это картина входит в серию «Месяцы» («Времена года»), заказанную Брейгелю брюссельским банкиром Николасом Ионгелинком. Сохранились лишь пять картин этой серии. Соотносится данная работа, скорее всего, с январем. Заснеженная панорама, разворачивающаяся на заднем плане, заставляет вспомнить об альпийских пейзажах, глубоко поразивших художника во время его путешествия в Италию. В нижнем левом углу картины на белом снегу четко выделяются силуэты охотников и собак. Их динамичные позы направляют взгляд зрителя по диагонали вглубь полотна. Движение фигур подчеркнуто голыми стволами деревьев, как бы указывающими на людей, катающихся далеко внизу на коньках. Вся сцена выстроена художником по-театральному, представляя собой ряд «смыкающихся» элементов переднего, среднего и заднего планов.
Подробнее...
 

Слепые Питер Брейгель

Слепые Питер Брейгель
(1568)

86 х 154 см

Национальный музей, Неаполь

Один из поздних шедевров Брейгеля служит иллюстрацией к известной библейской притче о слепцах: «Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф., XV, 14). Во времена Брейгеля эту притчу традиционно включали в антологии назидательных историй, поэтому нет ничего удивительного в том, что художник интерпретирует ее в стиле нидерландских пословиц. Можно услышать в этом произведении и отзвук современных событий - творчество Брейгеля, вообще, необыкновенно актуально и в этой актуальности неожиданно приобретает вневременное значение.Вместе с тем, эта картина имеет и еще один содержательный уровень - условно говоря, гуманистический.
Подробнее...
 

Крестьянский танец Питер Брейгель

Крестьянский танец Питер Брейгель
(ок. 1568)

114 х163 см

Художественно-исторический музей, Вена

Точное совпадение формата и единство стилистического решения делает эту картину как бы «парной» к «Крестьянской свадьбе» (см. раздел «Картинная галерея»). Возможно, обе эти работы входили в некую «крестьянскую» серию Брейгеля. Различия между ними, впрочем, тоже существенны. Это касается, например, атмосферы изображенных сцен. «Антигреховная» направленность в «Крестьянском танце» гораздо острее, нежели в «Крестьянской свадьбе». Тема рассматриваемой работы - сельский праздник. Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Но никаким религиозным «пыланием» он не сопровождается. Брейгель подчеркивает как раз другое - греховное забытье. Про цер-ковь, виднеющуюся на заднем плане, никто и не вспоминает, увлекшись безудержным танцем. Значимая деталь -один из танцующих (на переднем плане) беззаботно попирает ногой крест, образованный двумя соломинами. У этого же персонажа на головной убор прицеплена ложка - символ обжорства. Ключ и кошелек, дополняющие платье его партнерши, - символ корыстолюбия. У сидящего рядом с волынщиком молодого человека голову венчает шапочка с фазаньим пером, являющимся символом гордыни. На земле отчетливо прописана ореховая скорлупа, отсылающая нас к нидерландской пословице о человеке, «променявшем спасение на лесной орех».
Подробнее...
 

Успение Богородицы Питер Брейгель

Успение Богородицы Питер Брейгель
(ок. 1564)

36 х 54,5 см

Аптон Хаус, Бэнбери

Эту картину Брейгель написал для своего близкого друга, Абрахама Ортелия, и тот был, настолько потрясен ею, что попросил Филиппа Галле сделать с этой работы гравюру, впоследствии украсившую зал общих собраний религиозного общества «Семья Любви». Любопытно, что позже картина стала собственностью Рубенса, бывшего большим поклонником брейгелевского гения. Композиция картины очень необычна. Смертное ложе Богородицы окружают здесь не двенадцать апостолов, как указано в апокрифах; присутствующих - гораздо больше. Это дает основание предположить, что источником для Брейгеля послужил не апокрифический текст Иоанна Богослова, а «Золотая Легенда» (популярная антология религиозных текстов, составленная в XIII веке), по которой свидетелями смерти Богородицы были, помимо апостолов, другие ученики Христа, а также христианские мученики, чудесным образом перенесенные к смертному одру из самых разных уголков мира. Согласно нидерландской (а еще шире - ренессансной) традиции, сцена показана в современной художнику обстановке. Все предметы домашнего обихода написаны вполне реалистично. На стене висит металлическая грелка, у огня свернулась кошка, а на стоящем слева столе расставлены кувшины, тарелки и светильник.
Подробнее...
 

Падение Икара Питер Брейгель

Падение Икара Питер Брейгель
(ок. 1558)

73,5 х 112 см

Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель

Картина написана на сюжет известного античного мифа, рассказывающего об афинском изобретателе Дедале, заточенном на Крите вместе со своим сыном, Икаром. Задумав бежать из заточения, Дедал смастерил крылья для себя и Икара, предупредив сына, чтобы тот не приближался к Солнцу, которое может расплавить воск, скрепляющий крылья. Икар не послушал советов отца, поднялся слишком высоко и, лишившись крыльев, рухнул в море. «Падение Икара» -единственная дошедшая до нас мифологическая работа Брейгеля. Художник повествует о падении Икара трогательно и меланхолично, показывая не столько само событие, сколько его последствия, а точнее - полное отсутствие таковых. Дерзкий полет Икара не смог поколебать равнодушия людей, привыкших смотреть только себе под ноги. Икар тонет в море, но никому нет никакого дела до героя - пахарь продолжает идти за плугом, пастух лениво смотрит в небо, и Солнце вершит свой вечный бег по кругу.
Подробнее...
 
Благодарим:
Питер Брейгель - все о картинах и творчестве великого живописца
e-mail: forcekir@yandex.ru
Картины, интернет-магазин
Карта сайтаКонтактыГалереяГостеваяМузеи с работами художника